Элективный курс "Я выбираю профессию" 9 класс

Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».

     Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

     В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

·         что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

·         что он есть (интеллект, личностные, психологические и физические свойства),

·         что он может (возможности и способности),

·         что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

 

     Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс «Я выбираю профессию», который предлагается учащимся 9 классов.

 

Нормативно-правовая база курса

·         Рабочая  программа элективного курса «Выбор профессии» разработана на основе программы предпрофильной подготовки:

·         Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000—2005 годы и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001, № 1756-р).

·         Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

·         Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);

·         Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);

·         Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

·         Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса. Методическое пособие. – М.;Вентана-Граф.2007

 

     Рабочая    программа      ориентирована     на    использование учебника «Технология»  для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений   под   редакцией  В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 

     Курс «Я выбираю профессию» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 35 часов, 1 час в неделю. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии».

Актуальность программы

 

     Выбор профессии современными школьниками происходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм жизни и ценностей. Учащиеся часто осуществляют свой профессиональный выбор, не имея устойчивых мотивов. Зачастую они совершают его интуитивно, без какой-либо предварительной работы над собой, под влиянием случайных факторов.

     Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборе профессии.

 

Новизна курса

 

     Курс углубляет начальные знания по психологии, полученные в ходе изучения анатомии, обществознания и других дисциплин, образовательной области «Обществознание». Анкеты и вопросники подобраны таким образом, что учащиеся сами могут просчитать свои результаты. При этом в анкетах имеются вопросы, проверяющие искренность респондента, что характерно для анкет, используемые профессиональными психологами и социологами.

 

Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

 

Задачи курса:

·         Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

·         Повышение профессиональной грамотности учащихся.

·         Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

·         Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

·         Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

 

Форма проведения занятий

     В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.

 

В результате изучения учащиеся должны:

 

- знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Выбор профессии».

 

- уметь  анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

 

- иметь представление  о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.

 

    Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы

 

     Ключевые понятия курса: профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение

.

Методики, используемые на занятиях – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, тренинги и др.

 

     Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.

     В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся.

     Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями.

     Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.

     В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка  с результатами исследований, диагностики, материалами об изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.

 

Ожидаемые результаты

·         Осознанное профессиональное самоопределение учащихся.

·         Знание своих психологических и психофизических особенностей.

·         Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону.

·         Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации.

·         Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

   

Оборудование

·         Мультимедийный проекторХочу такой сайт

·         Компьютер

·         Магнитофон

·         Наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации

   

Содержание курса

Тема 1. Основы профессионального самоопределения

Теоретические сведения. Понятие профессионального и жиз ненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии.

     Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классификации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психограммы профессии.

Практическая работа. Запись основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал работника-профессионала»:

Оказывают влияние на выбор профессии

Степень влияния на выбор (по пятибалльной системе)

Ваш идеал (по пятибалльной системе)

Родители

Родственники

Учителя

Друзья

Литературные герои,

киногерои

Кто-то еще

Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии.

 

Тема 2. Человек и профессия

Теоретические сведения. Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии. Имидж и профессия.

Практическая работа. Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.

 

Тема 3. Слагаемые выбора профессии

Теоретические сведения. Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?

Практическая работа. Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:

Перечень факторов

лпп0

ЛПП1

лпп2

1. Профессия

2. Главная цель (что буду делать)

 

3. Мой идеал в жизни и деятельности

4. Путь получения профессии

5. Оценка своих возможностей:

• склонности;

• способности;

• состояние здоровья;

• необходимые качества личности

6. Запасной вариант

7. Что рекомендуют родители

8. Позиция товарищей

9. Рекомендации учителя

 

Тема 4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении

Теоретический материал. Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Практическая работа. Определение профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение методики «Опросник профессиональной готовности».

 

Тема 5. Технология основных сфер профессиональной деятельности

Теоретический материал. Прежде чем перейти к освоению технологий профессионального самоопределения, необходимо составить наиболее полное представление о том, какой выбор предоставляет сегодня рынок труда, какие существуют профессии, каков спрос на них и какие требования они предъявляют к соискателям.

 

Тема 6. Творческий проект «Выбор профессии»

Теоретический материал. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.

Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей профессиональной деятельности.

Раб. пр. Я выбираю профессию 9кл. (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(86558) 2-29-86

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».