Элективный курс "Я выбираю профессию" 9 класс
Современные социально-экономические
условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации
молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного
человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые
он превращает в «рабочий капитал».
Выбор профессии — один из
главных жизненных выборов, совершаемых человеком, так как, выбирая профессию,
он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется
четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. Период
выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом.
Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития
самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни
активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в
профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное
отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области.
Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей
личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об
особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность —
это субъект, осознавший,
·
что
он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
·
что
он есть (интеллект, личностные, психологические и физические свойства),
·
что
он может (возможности и способности),
·
что
от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в
личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный
курс «Я выбираю профессию», который предлагается учащимся 9 классов.
Нормативно-правовая база курса
·
Рабочая
программа элективного курса «Выбор профессии» разработана на основе
программы предпрофильной подготовки:
·
Национальная
доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа
развития образования на 2000—2005 годы и Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29. 12.
2001, № 1756-р).
·
Распоряжение
Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 «Об утверждении плана-графика
введения профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
·
Элективные
курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента
общего и дошкольного образования);
·
Организация
предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО
РФ);
·
Рекомендации
по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов
обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного
образования).
·
Методика
предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса. Методическое
пособие. – М.;Вентана-Граф.2007
Рабочая программа ориентирована
на использование учебника «Технология» для учащихся 9
кл. общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко.
– М.: Вентана-Граф, 2008.
Курс «Я выбираю профессию» предназначен для учащихся 9 класса, на
изучение курса отводится 35 часов, 1 час в неделю. Изучение курса завершается
выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии».
Актуальность программы
Выбор профессии современными школьниками происходит в условиях нестабильности
общества в целом и кризиса привычных норм жизни и ценностей. Учащиеся часто
осуществляют свой профессиональный выбор, не имея устойчивых мотивов. Зачастую
они совершают его интуитивно, без какой-либо предварительной работы над собой,
под влиянием случайных факторов.
Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит
учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе
будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборе профессии.
Новизна курса
Курс углубляет начальные знания по психологии, полученные в ходе
изучения анатомии, обществознания и других дисциплин, образовательной области
«Обществознание». Анкеты и вопросники подобраны таким образом, что учащиеся
сами могут просчитать свои результаты. При этом в анкетах имеются вопросы,
проверяющие искренность респондента, что характерно для анкет, используемые
профессиональными психологами и социологами.
Цели курса: подготовить
учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них
обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к
профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
·
Знакомство
учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
·
Повышение
профессиональной грамотности учащихся.
·
Формирование
у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и
призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей
профессиональной деятельности.
·
Развитие
у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и
соотносить свои способности с требованиями профессии.
·
Формирование
потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Форма проведения занятий
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы
организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары,
ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.
В результате изучения учащиеся
должны:
- знать социальную
и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию
выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила
выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли
экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических
особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы
выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению
творческого проекта «Выбор профессии».
- уметь анализировать
профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу
профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;
анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться
сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях
трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»;
заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
- иметь представление
о
смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах
организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о
предпринимательстве; о рынке труда.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает
соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами
профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы
Ключевые понятия курса: профессия, карьера, жизненные цели,
личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность,
призвание, технология поиска работы, автобиография, деловое общение
.
Методики, используемые на занятиях
– дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, карта интересов
А.Е.Голомштока, опросник профессиональных предпочтений Л.Йовайши, методика
определения типа личности Дж. Голланда (Холланда), тренинги, игры, тренинги и
др.
Формы занятий в рамках данного курса – лекции, беседы,
диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры.
В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и
актуализируются имеющиеся знания у учащихся.
Диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества,
способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными
профессиями.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в
различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности
и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего
жизненного пути и профессионального определения.
В процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется
личная папка с результатами исследований, диагностики, материалами об
изучаемых и выбираемых профессиях и т.д.
Ожидаемые результаты
·
Осознанное
профессиональное самоопределение учащихся.
·
Знание
своих психологических и психофизических особенностей.
·
Знакомство
с различными видами профессий, в том числе необходимых региону.
·
Развитие
коммуникативных навыков, навыков самопрезентации.
·
Умение
решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Оборудование
·
Компьютер
·
Магнитофон
·
Наглядные
пособия: карты, схемы, иллюстрации
Содержание курса
Тема
1. Основы профессионального самоопределения
Теоретические сведения. Понятие
профессионального и жиз ненного самоопределения. Пути освоения профессии.
Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора
профессии.
Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классификации профессий.
Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных
технологий в различных профессиях на современном этапе развития производства.
Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психограммы профессии.
Практическая работа. Запись
основных терминов и положений. Заполнение таблицы «Мой идеал
работника-профессионала»:
Оказывают
влияние на выбор профессии |
Степень
влияния на выбор (по пятибалльной системе) |
Ваш
идеал (по пятибалльной системе) |
Родители |
||
Родственники |
||
Учителя |
||
Друзья |
||
Литературные герои, |
||
киногерои |
||
Кто-то еще |
Знакомство с профессиограммами различных
профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии.
Тема
2. Человек и профессия
Теоретические сведения. Интересы,
склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность
выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии. Имидж и профессия.
Практическая работа. Определение
склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.
Тема
3. Слагаемые выбора профессии
Теоретические сведения. Жизненный
и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность.
Профессиональная консультация. Где получить профессию?
Практическая работа. Определение
характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных
учебных заведений. Составление профессионального личного плана:
Перечень факторов |
лпп0 |
ЛПП1 |
лпп2 |
1. Профессия |
|||
2. Главная цель (что буду делать) |
3. Мой идеал в жизни и деятельности |
|||
4. Путь получения профессии |
|||
5. Оценка своих возможностей: |
|||
• склонности; |
|||
• способности; |
|||
• состояние здоровья; |
|||
• необходимые качества личности |
|||
6. Запасной вариант |
|||
7. Что рекомендуют родители |
|||
8. Позиция товарищей |
|||
9. Рекомендации учителя |
Тема
4. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении
Теоретический материал. Понятие
профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении
личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной
деятельности.
Практическая работа. Определение
профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение
методики «Опросник профессиональной готовности».
Тема
5. Технология основных сфер профессиональной деятельности
Теоретический материал. Прежде чем
перейти к освоению технологий профессионального самоопределения, необходимо
составить наиболее полное представление о том, какой выбор предоставляет
сегодня рынок труда, какие существуют профессии, каков спрос на них и какие
требования они предъявляют к соискателям.
Тема
6. Творческий проект «Выбор профессии»
Теоретический материал. Содержание
творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и
обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.
Практическая работа. Выполнение
проектирования своей будущей профессиональной деятельности.