Русский язык 8 класс
Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса
составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №
1897), с учетом Примерной программы по учебному предмету «Русский язык», на
основе авторской программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского
(Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.
Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2015), рассчитанной на 105 часов в год (3 ч. в
неделю) и в соответствии с основной образовательной программой ООО и учебным
планом МБОУ СОШ №2.
Назначение
предмета «Русский язык» в основной
школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование
и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой
компетенций.
Изучение
русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной
личности, знающей и уважающей родной язык, относящейся к нему как явлению
культуры, средству освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
·
обеспечение реализации
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению русскому языку; формирование языковой, коммуникативной и
лингвистической компетенций и компетентностей обучающихся, достижение
предметных и метапредметных планируемых результатов обучения.
Достижение поставленных
целей в 8 классе предусматривает решение
следующих задач:
·
способствовать повышению интереса к
предмету и успешному его изучению;
·
способствовать формированию у обучающихся лингвистического мировоззрения,
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
·
совершенствовать речемыслительную деятельность, способствовать формированию
прочных орфографических, пунктуационных и
коммуникативных умений и навыков, обогащению словарного запаса и
грамматического строя речи обучающихся;
·
способствовать овладению правилами использования
языка в различных ситуациях общения, воспитывать стремление к речевому
самосовершенствованию;
·
совершенствовать умение работать с текстом,
связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
·
формировать навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования;
·
способствовать развитию творческих способностей
обучающихся.
Каждый тематический блок программы
включает основные виды учебной
деятельности, которые отрабатываются в процессе урока. Таким образом, программа
представляет условия реализации
деятельностного подхода в изучении русского языка в 8 АУЦ3 классе.
Программа построена с учётом
принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и
перспективности между различными разделами изучаемого в 8 классе курса русского
языка. Каждая тема завершается обобщением и повторением изученного, что должно
обеспечивать необходимый уровень прочных знаний
и умений.
В каждый тематический блок включены
уроки развития речи и контроля качества знаний.
Форма организации учебного процесса – классно-
урочная система.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Назначение предмета «Русский
язык» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование
и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой
компетенций.
Тематическое планирование рассчитано на 3 учебных часов в неделю, что
составляет 105 учебных часов в год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
1)
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовер-шенствованию;
3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учащийся
получит возможность для формирования:
·внутренней
позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному
учреждению,
понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний;
·выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к
новым общим способам решения задач; ·адекватного понимания причин
успешности/неуспешности учебной
деятельности; ·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности
в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
·установки на здоровый образ жизни и
реализации её в реальном поведении и поступках; ·осознанных устойчивых
эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся
научится:
•
пониманию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы
текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•
владению видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
•
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•
способности извлекать информацию,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
•
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
•
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
•
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам
и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
•
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);
•
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
•
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
•
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и
в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические
и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
•
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
Учащийся получит возможность научиться:
-примененять
обретенные умения, навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне.
-коммуникативно целесообразно взаимодействовать с людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия
в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Познавательные:
Учащийся научится:
·
владеть всеми видами речевой деятельности ;
·
понимать информацию, владеть разными видами
чтения;
·
соблюдать в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного
литературного языка;
·
соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
·
адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
·
способность извлекать информацию из различных
источников;
·
осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·
овладение приемами отбора и систематизации
материала;
·
пользоваться словарями, справочниками;
·
способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам.
·
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы
текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию,
полученную из нескольких источников.
Коммуникативные
Выпускник научится:
• использовать
различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных
видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать
различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного
и межкультурного общения;
• соблюдать
нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать
образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия
ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать
коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать
перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;
публично защищать свою позицию;
• участвовать
в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать;
• понимать
основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Предметные
результаты:
Ученик научится:
1.
Уметь опознавать и
анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
2.
Уметь употреблять
языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
3.
Уметь выполнять
различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры;
4.
Уметь использовать
нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
5.
Уметь проводить
лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе
практической речевой деятельности;
6.
Уметь использовать
выразительные средства языка;
7.
Уметь оценивать
эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Ученик получит возможность
научиться:
•
понимать информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки,
темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
•
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
•
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
•
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам
и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
•
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);
•
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
•
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и
в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты .
Содержание
учебного предмета
Введение. Функции современного языка в современном
мире
Осознать
роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль
языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
Повторение пройденного в V-VII классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Овладеть
основными понятиями синтаксиса.
Осознавать
(понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания
слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени
глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.
Словосочетание
Связь
слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные,
именные, наречные).
Распознавать
главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в
словосочетании; нарушение норм сочетания слов в составе словосочетания.
Анализировать
и характеризовать словосочетания по
морфологическим
свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Моделировать
и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое
предложение
Простое
предложение
Повторение
пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности
связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого
предложения. Логическое ударение.
Распознавать
(выделять) словосочетания в составе предложения. Осуществлять выбор падежной
формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого
существительного.
Определять
границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.
Корректировать
интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.
Распознавать
виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
утвердительные
и отрицательные предложения.
Анализировать
и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных,
побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и
отрицательные
предложения;
сопоставлять их структурные и смысловые особенности.
Моделировать
предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания
(повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные,
утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике.
Простые
двусоставные предложения. Главные члены
Простые
двусоставные предложения. Главные члены.
Способы
выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное
сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические
синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Опознавать
(находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные,
предложения осложненной структуры.
Анализировать
и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.
Распознавать
главные и второстепенные члены предложения.
Определять
способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения.
Правильно
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или
сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами.
Второстепенный
члены предложения
Второстепенный
члены предложения
Повторение
изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение
(ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению
(времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания
при нем.
Определять
второстепенные члены, способ их выражения, задавать к ним вопросы.
Составлять
предложения со второстепенными членами.
Опознавать
прямой и обратный порядок слов в предложении. Анализировать и характеризовать
структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов.
Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов
в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
Наблюдать
за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи.
Простые
односоставные предложения
Простые
односоставные предложения
Группы
односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым
(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия
односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Разграничивать
двусоставные неполные предложения и односоставные предложения.
Опознавать
односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы
выражения главного члена.
Сопоставлять
разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым
особенностям.
Анализировать
и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые
особенности.
Моделировать
односоставные предложения разных типов.
Сравнивать
синонимичные односоставные и двусоставные предложения.
Неполные
предложения
Неполные
предложения
Понятие о
неполных предложениях.
Неполные
предложения в диалоге и в сложном предложении.
Разграничивать
и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и
неполные.
Наблюдать
за особенностями употребления неполных предложений в речи.
Однородные
члены предложения
Повторение
изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения,
связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и
интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов
предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах
в предложениях.
Вариативность
постановки знаков препинания.
Осознавать
(понимать) условия однородности членов предложения.
Опознавать
и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных
членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным
соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом).
Различать
и сопоставлять однородные и неоднородные определения.
Осуществлять
выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в соответствии с
грамматическими нормами.
Анализировать
и характеризовать предложения с однородными членами предложения.
Моделировать
и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов,
несколькими рядами однородных членов.
Наблюдать
за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных
стилей и жанров.
Обращения,
вводные слова, междометия
Повторение
изученного об обращении.
Распространенное
обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова.
Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при
междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Понимать
(осознавать) функции вводных конструкций речи.
Опознавать
и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями,
предложениями. Знать группы вводных слов и предложений по значению.
Группировать вводные конструкции по заданным признакам.
Сопоставлять
предложения с вводными словами и предложения с созвучными им членами
предложения.
Моделировать
и использовать в речи предложения с вводными конструкциями в соответствии с
коммуникативной задачей высказывания.
Использовать
вводные слова в качестве средств связи предложений и смысловых частей текста.
Анализировать
и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с
вводными
конструкциями.
Наблюдать за использованием вводных конструкций в речи.
Понимать
(осознавать) основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать
предложения с распространенными и нераспространенными обращениями.
Обособленные
члены предложения
Обособленные
члены предложения.
Понятие
об обособлении. Обособленные определения и обособленные
приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена
предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и
уточняющих членах предложения.
Синтаксические
синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Понимать
сущность обособления, общие условия обособления.
Опознавать
и правильно интонировать предложения с разными видами обособленных членов.
Сопоставлять
обособленные и необособленные второстепенные члены предложения.
Моделировать
и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов.
Правильно
конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Оценивать
правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать
недочеты.
Анализировать
и характеризовать предложения с обособленными членами разных видов.
Наблюдать
за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах
разных
стилей и жанров.
Прямая и
косвенная речь
Повторение
изученного о прямой речи и диалоге. Способы
передачи чужой речи.
Слова
автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при
цитировании.
Синтаксические
синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Выделять
в произношении слова автора.
Заменять
прямую речь косвенной.
Сравнительная
характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение пройденного в VIII классе
Развитие речи
Овладение
основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и
дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или
развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение
практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения,
приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или
прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных
диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей
и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск,
анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Анализ
текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и
составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте.
Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от
цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание
текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Составление плана текста, тезисов.