Химия 8 класс
В результате реализации курса химии, у обучающихся будут
формироваться следующие УУД:
Основные
понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений).
Выпускник научится:
•
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
•
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
•
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя
знаковую систему химии;
•
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
•
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
•
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
•
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
•
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ — кислорода и водорода;
•
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
•
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
• различать
экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность
научиться:
• грамотно обращаться с веществами в
повседневной жизни;
• осознавать необходимость
соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной
среде;
• понимать смысл и необходимость
соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые
ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную
компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе
с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами,
проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о
веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной
информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных
веществ.
Периодический
закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение
вещества.
Выпускник
научится:
•
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и
гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;
•
раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
•
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических
элементов;
•
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по
электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической
системы, а также калия и кальция;
•
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
•
изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
• выявлять
зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных,
атомных, молекулярных, металлических;
•
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения
элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
•
описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и
периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную
деятельность учёного;
•
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
•
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов,
научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность
научиться:
• осознавать значение теоретических
знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как
системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях
периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств
конкретных веществ;
• развивать информационную
компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической
науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших
законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие
химических реакций.
Выпускник
научится:
•
объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть
признаки и условия протекания химических реакций;
•
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному
из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и
продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по
выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции
окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые
и необратимые);
•
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения
окислительно-восстановительных реакций;
•
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
•
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять
в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции;
•
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; •
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению
окраски индикаторов;
•
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах
веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность
научиться:
• составлять молекулярные и полные
ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций,
подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами
неорганических веществ;
• прогнозировать результаты
воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты
воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие
веществ.
Выпускник
научится:
•
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
•
составлять формулы веществ по их названиям;
•
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
•
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням
окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости
кислот, оснований и солей;
•
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых
веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами
второго и третьего периодов;
• называть
общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных,
амфотерных;
• называть
общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических
веществ: кислот, оснований, солей;
•
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
•
определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в
окислительно-восстановительных реакциях;
•
составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
•
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных
классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность
научиться:
• прогнозировать химические свойства
веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность
вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом
степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование
генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид —
гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства
концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений
реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной
кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические
процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
• организовывать, проводить
ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное
практическое значение.