Русский язык 6 класс

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

·         Федеральным законом от 29.12.2012  № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);

·         приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);

·         санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189                    (в действующей редакции от 25.12.2013 № 72);

·         приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013               № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

·         приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

·         Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны

здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки

России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);

·         Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010 года №986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный номер 19682); 

·         примерной программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы:  М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский,  Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина – М.: Просвещение, 2009);

  • учебно-методическим комплексом: Предметная линия учебников                                      М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,  Л.А. Тростенцовой и других, 6 класс, М.: «Просвещение», 2013г.

 

                 Общая характеристика программы

 Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий несколько  разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения; календарно-тематическое планирование.

Выбор  данной программы мотивирован тем, что она:

·         рекомендована Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных  организаций;

·          соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

·         построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

·         способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

·          обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

В рабочей программе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи. Это объясняется и возможностями  программного материала, и необходимостью осуществлять рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации. В этой связи важно осмысление требований к уровню подготовки обучающихся, поскольку общие положения государственного стандарта обязывают учителя ознакомить обучающихся со всеми жанрами письменных работ.

Программа построена с учетом принципов си­стемности, научности и доступности, а также преем­ственности и перспективности между разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навы­ков по предмету, которые сформированы у школьни­ков в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющим ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познаватель­ных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. По­высить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и са­мостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает усло­вия для контроля и анализа отчетов, качества выпол­ненных заданий.

       Для пробуждения познавательной активности и со­знательности обучающихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процес­сы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

      Материал в программе подается с учетом возраст­ных возможностей обучающихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о рус­ском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы:  «Повторение пройденного в 5 классе» (8 часов)», « Повторение и систематизация изученного в 5 классе» (4 часа). Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень  прочных знаний и умений.

    Для организации систематическо­го повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

    Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслитель­ную деятельность обучающихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития обучающихся, формирования общеучебных умений (слушать, выде­лять главное, работать с книгой, планировать последо­вательность действий, контролировать и др.).

    В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между граммати­ческим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

    В системе школьного образования учебный пред­мет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

    Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мыш­ление, память и воображение, формирует навыки само­стоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрыв­но связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предме­тов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

    Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного об­учения, развития исследовательских навыков, информа­ционно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в на­чале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных дик­тантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выбо­рочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Про­веряю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ,  практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде);  итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

      Рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств,  определяющих концептуальную новизну преподавания курса русского языка в основной школе.                                 

      На первый план выдвигается компетентностный подход, на  основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

       Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

            Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

            Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

При изучении той или иной темы одна из компетенций является доминирующей     (см. календарно – тематический план), но в реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

            В соответствии с вышеуказанным подходом содержание представленной программы направлено на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.  На уроках русского языка,  устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и личным опытом  использования языка в определенных условиях, ситуациях общения , данная программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.

            Также в процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки:  информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В учебном плане на изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ (175 ч)

 

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
-  единства содержания обучения на разных его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.

 

 Овладение курсом русского языка в 6 классе предполагает изучение следующих разделов:

 

Русский язык – один из развитых языков мира (1 ч)

Связь русского языка с другими славянскими языками. Русский язык – один из развитых языков мира.

 

Повторение пройденного в 5 классе (6 ч+1 р.р.)

   Обобщение и систематизация изученного в 5-м классе. Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Текст (2ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

 Хочу такой сайт

Фразеология. Культура речи (6 ч+2р.р.)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

   Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.   Основные пути пополнения словарного состава русского языка.   Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.   Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится Лии оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

   Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

 

Словообразование. Орфография. Культура речи (20 ч+2р.р.)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

   Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний).

Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

   Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

   Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос-  - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (19 ч+2р.р.)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в 5 классе.

   Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

   Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

   Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

 

Имя прилагательное (21 ч+6 р.р.)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

   Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

Словообразование имен прилагательных.

   Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах

–ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных

прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения,

определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

   Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

   Публичное выступление о произведении народного промысла.

 

Имя числительное (17 ч+2р.р.)

I.              Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые.

Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

   Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

   Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

   Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять,

километров десять).

III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

 

Местоимение (20 ч+4 р.р.)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II.           Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

 

Глагол (18 ч+5 р.р.)

I. Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

   Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева (ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III.             Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

русский язык 6 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575784 Директор/Заведующий Корякин Владимир Валентинович Дата подписания документа 03.02.2022 16:41:05 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(86558) 2-29-86

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».