Русский язык 6 класс
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
·
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
·
приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012
№ 2);
·
приказом Министерства образования Российской
Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от
01.02.2012 № 5);
·
санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от
25.12.2013 № 72);
·
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
·
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014 № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
·
Федеральными требованиями к образовательным
учреждениям в части охраны
здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28
декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года,
регистрационный номер 19676);
·
Федеральными требованиями к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010
года №986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года,
регистрационный номер 19682);
·
примерной
программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов
общеобразовательных учреждений (авторы:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина – М.:
Просвещение, 2009);
- учебно-методическим
комплексом: Предметная линия учебников М.Т.
Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.
Тростенцовой и других, 6 класс, М.: «Просвещение», 2013г.
Общая характеристика программы
Рабочая программа по русскому языку представляет
собой целостный документ, включающий несколько
разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся; средства контроля; перечень
учебно-методических средств обучения; календарно-тематическое планирование.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она:
·
рекомендована Министерством образования и науки
РФ для общеобразовательных организаций;
·
соответствует
стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному
заказу родителей;
·
построена с учётом принципов системности,
научности, доступности и преемственности;
·
способствует развитию коммуникативной
компетенции учащихся;
·
обеспечивает условия для реализации
практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
В рабочей
программе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с
адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных
функциональных стилей и типов речи. Это объясняется и возможностями программного материала, и необходимостью
осуществлять рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации.
В этой связи важно осмысление требований к уровню подготовки обучающихся,
поскольку общие положения государственного стандарта обязывают учителя
ознакомить обучающихся со всеми жанрами письменных работ.
Программа построена с учетом
принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и
перспективности между разделами курса.
Уроки спланированы с учетом
знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в
процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с
начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на
высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом,
выделяющим ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается
раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства
их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить
интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных
форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и
др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает
утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для
контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности обучающихся
в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы
формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
обучающихся.
В программе
предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение
русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа
предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в
конце года выделены специальные часы:
«Повторение пройденного в 5 классе» (8 часов)», « Повторение и систематизация
изученного в 5 классе» (4 часа). Данная система повторения обеспечивает
необходимый уровень прочных знаний и
умений.
Для организации систематического
повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из
художественной литературы.
Разделы
учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного
уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. При изучении разделов
решаются и другие задачи: речевого развития обучающихся, формирования
общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать
последовательность действий, контролировать и др.).
В
программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально
распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность
обучения речи, условия для его организации.
В
системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения
и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении:
развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного
метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в
сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения,
технология уровневой дифференциации и т. д.
Основными формами и
видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и
в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных,
словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных,
графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю
себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ,
комплексного анализа текстов, диагностических работ, практических работ (практикумов), контрольных
изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления
орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов
разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью
окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его
использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными
информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой,
средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном
виде); итоговый – итоговый контрольный
диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Рабочая
программа содержит ряд принципиальных новшеств,
определяющих концептуальную новизну преподавания курса русского языка в
основной школе.
На первый план
выдвигается компетентностный подход, на
основе которого структурировано содержание данной рабочей программы,
направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная
компетенция – овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста
сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции –
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными
нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и
ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.
При изучении той или иной темы
одна из компетенций является доминирующей
(см. календарно – тематический план), но в реальном учебном процессе
формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как
в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея
взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся. Особенностью такого
обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития
учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования
языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к
осмыслению функционального потенциала
языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных
ситуациях речевого общения.
В
соответствии с вышеуказанным подходом содержание представленной программы
направлено на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе
овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления
в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета.
На уроках русского языка,
устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и
личным опытом использования языка в
определенных условиях, ситуациях общения , данная программа создаёт условия для
реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.
Также в
процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать следующие
учебные умения и навыки: информационные
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать
цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
В учебном плане на
изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ (175 ч)
Формирование содержания учебного курса осуществляется на
основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных
его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.
Овладение
курсом русского языка в 6 классе предполагает изучение следующих разделов:
Русский язык – один из развитых языков мира
(1 ч)
Связь русского языка с другими
славянскими языками. Русский язык – один из развитых языков мира.
Повторение пройденного в 5 классе (6 ч+1
р.р.)
Обобщение и систематизация
изученного в 5-м классе. Деление
текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Текст (2ч)
Деление текста на части;
официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Фразеология. Культура речи (6 ч+2р.р.)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические
окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава
русского языка. Толковые словари
иностранных слов, устаревших слов. Фразеология
как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.
Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные
фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка
заимствовано слово, относится Лии оно к устаревшим, диалектным или
профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов,
фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы.
Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи
(20 ч+2р.р.)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем
(морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов,
аббревиация (сокращение слов и словосочетаний).
Образование слов в результате
слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические
словари.
Правописание чередующихся гласных о
и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в
приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на
согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами
прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые
особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный
пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (19 ч+2р.р.)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в 5
классе.
Склонение существительных на –мя.
Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных.
Словообразование имен существительных.
Не с существительными.
Правописание гласных в суффиксах –ек,
-ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек),
-онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей
существительных на –мя, правильно
употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и
глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных
(увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (21 ч+6 р.р.)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени
сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
Словообразование имен
прилагательных.
Не с именами прилагательными.
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных
и согласных в суффиксах
–ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение
на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание
сложных
прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения
прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней
сравнения,
определять значение суффиксов в
именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые
особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный
пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (17 ч+2р.р.)
I.
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль
имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые.
Числительные простые и составные.
Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях;
буква ь в середине и на конце
числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных
окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат,
правильно употреблять числительные двое,
трое и др., числительные оба, обе
в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания
количественного числительного и существительного (например, минут пять,
километров десять).
III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые
особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (20 ч+4 р.р.)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в
предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль
местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после
предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных
местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в
соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно
использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение,
языковые особенности данных текстов. Рассуждение как тип текста, его строение
(тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (18 ч+5 р.р.)
I. Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и
повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание
гласных в суффиксах –ова(ть), -ева (ть)
и –ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и
неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III.
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые
особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ
по сюжетным картинкам с включением части готового текста.