Родная русская литература 5 класс
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.12.2010 №1897;
-Письма
Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от
3 марта 2016 г. №08-334
-Приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 г. №1577 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897" (зарегистрирован
Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный №40937);
–– Образовательной программы МБОУ «СОШ №1 г.Нефтекумск»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план предусматривает
обязательное изучение родной (русской) литературы
на этапе основного общего образования. Рабочая программа по курсу
«Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи
современного образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с
формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения
мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на
формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
В родной
(русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России,
национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир
русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Цели
изучения курса «Родная (русская) литература»:
– воспитание
ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение
к литературному наследию своего народа;
– формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
– обогащение
активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи;
– получение
знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых
типов и жанров.
Стратегическая
цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной
литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности
обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных
произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной
форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся
последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как
инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается
потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы
в основной школе (5–9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения
перечисленных целей.
Объект изучения
в учебном процессе — литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про
себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.).
Задачи
курса:
– осознание
коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
– формирование
и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире,
особым образом построенном автором;
– овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п.;
– формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным
смыслам;
– формирование
отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
– воспитание
у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать
своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
– воспитание
культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям
других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
– воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
– формирование
отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
– осознание
значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
– формирование
у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе
обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и
постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения
создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса
литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
Программа курса «Родная (русская)
литература построена на принципах:
– традиций
научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и
других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный
литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для
национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных
произведений);
– необходимой
вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении
обязательных базовых элементов содержания предмета;
– соответствия
рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим
особенностям обучающихся;
– требований
современного культурно-исторического контекста к изучению классической
литературы;
– минимального
количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно
действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Курс
будет способствовать формированию следующих умений:
– чувствовать
основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских
чувств;
– видеть
читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
– соединять
образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с
пережитым в реальности;
– анализировать
художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие
и художественную форму;
– соотносить
музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской
мыслью произведения.
Планируемые
результаты освоения предмета «Родная (русская) литература»:
Личностные
результаты:
– оценивать
поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать; выказывать своѐ отношение к героям прочитанных
произведений, к их поступкам.
Средство
достижения этих результатов — тексты литературных произведений, вопросы и
задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев),
обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Регулятивные
УУД:
– определять
и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать
последовательность действий на уроке;
– учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться
работать по предложенному учителем плану
Познавательные
УУД:
– ориентироваться
в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
– подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять
свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
– слушать
и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;
– договариваться
с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им;
– учиться
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными
результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать
на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя,
учащихся;
– отвечать
на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно
пересказывать текст;
– составлять
устный рассказ по картинке;
– соотносить
автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать
художественное произведение;
– сравнивать
произведения разных жанров и авторов;
– давать
характеристику героев.
Результаты
освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
1) осознание
значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание
родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
4) воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.