Геометрия 9 класс
Рабочая программа по геометрии
для 9 класса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего
образования, представленных в ФГОС. В Программе предусмотрены развитие всех
обозначенных в ФГОС основных видов деятельности учеников и выполнение целей и
задач, поставленных ФГОС.
Программа разработана
на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«17» декабря 2010 г. № 1897;
Федеральный
закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный
перечень учебников, утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» с изменениями от 08.06.2015 г.;
Программы
общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова
Т.А., М.: Просвещение, 2014 г.
Программа соответствует
учебнику Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк,
И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2019г.
Данная рабочая
программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам
программы. В процессе обучения учащиеся овладевают умениями общеучебного
характера, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:
-
планирования и осуществления
алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых
алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из
различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов
решения;
-
исследовательской деятельности, развития
идей, проведения экспериментов, обобщения,
-
постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения
своих мыслей в устной и письменной речи,
-
использования различных языков
математики (словесного, символического, графического),
-
свободного перехода с одного языка на
другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений,
аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и
классификации информации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные
технологии.
Цели
и задачи обучения
В ходе обучения модуля «Геометрии» по данной программе с использованием
учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
-
систематическое
изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
-
формирование
пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка
аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса
стереометрии в старших классах;
-
овладение
конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Цели обучения:
В направлении личностного развития:
-
развитие
логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
-
формирование
у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
воспитание
качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения;
-
формирование
качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном
обществе;
-
развитие
интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
-
формирование
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и современного общества;
-
развитие
представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
-
формирование
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческой деятельности.
В предметном направлении:
-
овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в
старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных
дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
создание
фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления,
характерных для математической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из
важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения
конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования
языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания
обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в
формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения
содержания курса учащиеся получают возможность:
-
развить
представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать
практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений,
развить вычислительную культуру;
-
развить
пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты
и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их
свойствами;
-
развить
логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить
несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать
представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах
математического моделирования реальных процессов и явлений.
В результате освоения курса геометрии
учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их
свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для
выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и
вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и
практических задач.
Место предмета в учебном плане
Согласно
федеральному базисному учебному плану программа
рассчитана на 70 часов (2часа в неделю).
Контрольных работ – 7 часов, которые распределены по
разделам следующим образом: «Векторы» 1 час, «Метод координат» 1 час,
«Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и
площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 2 часа на итоговые административные контрольные работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов,
самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15
минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Уровень
обучения – базовый.
Планируемые
результаты освоения учебного предмета
Личностные:
-
использование приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических
ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
-
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному
построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных
интересов;
-
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически
некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
креативность мышления, инициативу, находчивость,
активность при решении геометрических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной
математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена
работа по развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного
круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
-
систематизировать, сопоставлять, анализировать,
обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
-
выделять главную и избыточную информацию, выполнять
смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической
форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
-
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы,
тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в
ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску
и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
-
учиться планировать учебную
деятельность на уроке;
-
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
-
работая по предложенному плану, использовать необходимые
средства (учебник, компьютер и инструменты);
-
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
-
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что
нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
-
делать предварительный отбор источников информации для
решения учебной задачи;
-
добывать новые знания: находить необходимую
информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях,
справочниках и интернет- ресурсах;
-
добывать новые знания: извлекать информацию,
представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
-
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и
задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
-
доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь
других;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
вступать в беседу на уроке и в жизни;
-
совместно договариваться о правилах
общения и поведения в школе и следовать им;
-
учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного
чтения и организация работы в малых группах.
Предметные:
Тематическое планирование по геометрии
9 кл.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Количество контрольных
работ |
1 |
Повторение курса геометрии 8 класса |
2 |
|
2 |
Векторы |
9 |
1 |
3 |
Метод координат |
10 |
1 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами
треугольника. Скалярное произведение векторов |
14 |
1 |
5 |
Длина окружности и площадь круга |
11 |
1 |
6 |
Движения |
7 |
1 |
7 |
Начальные сведения из
стереометрии |
4 |
|
8 |
Об аксиомах геометрии |
1 |
|
9 |
Итоговое повторение |
12 |
2 |
Итого |
|
70 |
7 |
Содержание учебного предмета «Геометрия
9»
Векторы и метод
координат (19 ч.)
Понятие
вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора
на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты
вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель
— научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными
отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с
использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся
так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.
Основное
внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами
(складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор,
равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного
вектора на данное число).
На примерах
показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач.
Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка,
расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных
геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении
геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение
векторов (14 ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение
треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в
геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический
аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной
полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна
формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла
между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин
векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного
произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует
уделить выработке прочных
навыков в применении тригонометрического аппарата при
решении геометрических задач.
Длина окружности
и площадь круга (11 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного
многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина
окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть
понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале
темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об
окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С
помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного
шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной
в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе
формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное
представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного
многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой
окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения (7 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная
симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его
свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и
движений.
Движение плоскости
вводится как отображение
плоскости на себя, сохраняющее расстояние между
точками. При рассмотрении видов движений
основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков,
треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе,
повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении
геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу
основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются
эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно.
Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть
связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии (4 ч.)
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма.
Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Основная цель
– познакомить учащихся с многогранниками;
телами и поверхностями вращения.
Об аксиомах геометрии (1
ч.)
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии
геометрии
Основная цель
— дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и
аксиоматическом методе
Повторение (12 ч.)
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники.
Окружность.
Основная цель
— использовать
математические знания для решения различных математических задач.
Перечень
контрольных работ
Входная контрольная работа.
Контрольная работа № 1 по теме
«Векторы».
Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат».
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами
треугольника».
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга».
Контрольная работа № 5 по теме «Движения».
Итоговая контрольная работа.