Алгебра 9 класс
Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на
учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Данная рабочая программа по алгебре составлена на
основе следующих документов:
1.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Министерством образования и
науки от 17.12.2010г. № 1897.
2.
Приказы
Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. №1897.
3.
Авторская
программа. Г. Миндюк. Алгебра. Предметная линия учебников Ю.Н.
Макарычева и других. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций. – Москва: «Просвещение», 2014г.
4.
Примерная
программа основного общего образования по математике. (Сборник «Программы
общеобразовательных учреждений 7-9классы» / составитель Т.А. Бурмистрова, изд:
Просвещение 2011г.)
5.
Программа для
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник «Программы для
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.» / Сост. Г.М. Кузнецова,
Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2008; 4-е изд. – 2008г.)
Рабочая программа
по алгебре для 9 класса рассчитана на 105 часов в год, из расчёта 3 часа
в неделю.
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Программа соответствует учебнику
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 9 класс. М.
Просвещение. 2017г.
Планируемые образовательные результаты.
Результаты
изучения предмета «Алгебра» в 9 классе представлены на трех уровнях: личностном, метапредметном и
предметном.
Личностные результаты
- сформированность
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность
компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
-
сформированность коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
- умение ясно, точно,
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о
математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления,
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от
факта;
- креативность
мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических
задач;
- умение
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к
эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно
планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять
контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и
вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение
логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий,
классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев,
установления родовидовых связей;
- умение устанавливать
причинно-следственные связи; строить логичное рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать,
применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
- умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- сформированность
учебной и общепользовательской компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
- сформированность
первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и
процессов;
- умение видеть
математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
- умение находить в
различных источниках информацию, необходимую
для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
- умение понимать и
использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать
гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять
индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии
решения задач;
- понимание
сущности алгоритмических предписаний
и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
- умение планировать и
осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера.
Предметные результаты:
- умение работать с
математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации),
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя
математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения,
проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым
понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком
алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о
статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения,
об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять
алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения
учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться
математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей
между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать
линейные и квадратные уравнения, неравенства первой и второй степени, а также
приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; использовать графические
представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем;
применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов,
практики;
- овладение системой
функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить
графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические
представления для описания и анализа математических задач и реальных
зависимостей;
- овладение основными
способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи
на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия,
результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе
задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые
результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- сравнивать и упорядочивать
рациональные числа;
- выполнять вычисления с
рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений,
применение калькулятора;
- использовать понятия и умения,
связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения
математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные
практические расчеты
- применять понятия, связанные с
делимостью натуральных чисел
-
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
- владеть
понятием квадратного корня, применять его в вычислениях;
-
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближенными значениями величин.
-
оперировать понятиями "тождество", "тождественное
преобразование", решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с
формулами;
-
оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;
- выполнять
преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные
корни;
- выполнять
тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий
над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение
многочленов на множители;
- применять
преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных
предметов, из реальной практики.
- решать
основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений
с двумя переменными;
- применять
аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с
понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;
- понимать
уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения
разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим
методом;
- проводить
простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением
графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система
уравнений решения, если имеет, то сколько и пр.)
- понимать
терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых
неравенств;
- решать
линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные
неравенства с опорой на графические представления;
- понимать
терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции
над множествами;
- использовать
начальные представления о множестве действительных чисел;
- понимать и
использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на
основе изучения поведения их графиков;
- понимать
функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений
окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования
зависимостей между физическими величинами.
- понимать и
использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять
формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат,
сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе
с контекстом из реальной жизни.
- использовать простейшие способы
представления и анализа статистических данных.
-находить
относительную частоту и вероятность случайного события.
-решать
комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями,
отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах
делимости;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления,
приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации
способ.
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
-развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел
(периодические и непериодические дроби).
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики
объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по
записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно
судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычисления должна быть соизмерима
с погрешностью исходных данных.
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений,
применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных
разделов курса.
- использовать широкий спектр специальных приемов решения уравнений и
систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения
разнообразных задач из математики, смежных предметов, реальной практики;
- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств;
- применять графические представления для исследования неравенств,
систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
- применять аппарат неравенства для решения разнообразных
математических задач, задач из смежных предметов и практики.
- развивать представление о множествах;
- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- развивать и углубить знания о десятичной записи действительных чисел
(периодические и непериодические дроби).
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том
числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить
более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т.
п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для
решения математических задач из различных разделов курса.
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы nпервых членов арифметической и геометрической
прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции
натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом,
геометрическую - с экспоненциальным ростом.
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при
проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять
результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться приводить содержательные примеры использования для описания
данных.
-приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с
помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
-научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики
объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по
записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно
судить о погрешности приближения
- понять, что погрешность результата вычислений
должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Содержание учебного предмета «Алгебра » 9 класс
(3 часа в неделю, всего 105 ч.)
№ п/п |
Тематический блок
|
Кол-во часов |
Разделы |
||
1 |
Вводное повторение |
4 |
2 |
Квадратичная функция
|
22 |
3 |
Уравнения и неравенства с одной переменной |
14 |
4 |
Уравнения и неравенства с двумя
переменными |
19 |
5 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
15 |
6 |
Элементы комбинаторики и теории вероятности |
13 |
7 |
Итоговое повторение |
18 |
|
Всего: |
105ч |
Практическая часть |
||
Контрольные работы |
9 |
|
Самостоятельные работы |
8 |
|
Тесты |
8 |