География 9 класс
Рабочая программа по географии
для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об
образовании РФ» в ред. Федерального
закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой
по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова,
В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М.,
2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума,
соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на обучение курса
географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении
программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8
классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и
океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9
класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и
хозяйство» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы
направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего
потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников,
осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях,
географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей
Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде,
путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать
один из «языков» международного общения — географическую карту, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения
к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей
среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям
проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое
внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует
не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных
географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей
среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и
явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности,
плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в
окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности,
сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и
получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и
ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение
работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных
особенностей личности;
- различие способности личности
справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной
компетенции учащихся.
Валеологические:
- отсутствие монотонных,
неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой
учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический
климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Планируемые
результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения географии
ученик должен:
знать/понимать:
· основные географические понятия и термины;
различия географических карт по содержанию;
· географические следствия движений Земли,
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и
поясность;
·
различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными
условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
·
специфику географического положения и
административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности
ее природы;
·
природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры
по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
уметь:
·
выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
·
находить в разных источниках и
анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и
явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
·
приводить примеры: использования и
охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее
влияния на формирование культуры народов;
·
составлять краткую географическую
характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
·
определять на местности, плане и
карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и
местоположение географических объектов;
·
применять приборы и инструменты для
определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе
эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
ориентирования на местности; определения
поясного времени; чтения карт различного содержания;
·
учета фенологических изменений в природе своей
местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; оценки их последствий;
·
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды
и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
·
решения практических задач по определению
качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и
улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
·
проведения самостоятельного поиска
географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы,
крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные
транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в
национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование
географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические
проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием
определённых факторов.
1.
Планируемые
результаты
Выпускник научится:
- оценивать
характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать
(распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и
стран;
-
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
- различать
географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения
материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека
к разным природным условиям;
- приводить
примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать
принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать
воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- различать
географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее
отдельных регионов;
- оценивать
особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
России;
- оценивать
природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий
России;
-
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
- различать
(распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;
факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия
в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения России для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и
распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей;
- различать
(распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и
территориальную структуру хозяйства России;
-
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой,
функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа
факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории
страны;
- и сравнивать особенности природы, населения и
хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать
особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать
показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества
населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать
место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить
примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
- объяснять
закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с
природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать
возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные
мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями,
а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- выдвигать и
обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности
населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать
ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять
различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
- выдвигать и
обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об
изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
-
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать
критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять
возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать
социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты
Личностными результатами обучения
географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения
географии:
·
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды
проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
·
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
·
формирование личностных представлений о
целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов стран, о
России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном
мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
·
формирование уважительного отношения к истории,
культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
·
освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
·
развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
·
формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
·
формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
·
формирование экологического сознания на основе
знаний о ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
·
осознание значения семьи в жизни человека и
общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к
членам своей семьи;
·
развитие эмоционально-ценностного отношения к
природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают
освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения
географии:
·
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
·
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
·
умение оценивать правильность выполнения учебной
за дачи, собственные возможности её решения;
·
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
·
умение определять понятия, делать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
·
умение создавать, применять и преобразовывать
знаки символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
·
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
·
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
·
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).
Предметными результатами освоения
выпускниками основ ной школы
программы по географии являются:
·
формирование представлений о географической
науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных
практических задач человечества, своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды рационального природопользования;
·
формирование первичных навыков использования
территориального подхода как основы географического мышления;
·
для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
·
формирование представлений и основополагающих
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и
во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах на разных материках и в отдельных странах;
·
овладение элементарными практическими умениями
использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её
экологических параметров;
·
овладение основами картографической грамотности
и использования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
·
овладение основными навыками нахождения,
использования и презентации географической информации;
·
формирование умений и навыков использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
·
формирование представлений об особенностях
экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
·
овладение элементарными практическими умениями
использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
параметров;
·
овладение основами картографической грамотности
и использования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
·
овладение основными навыками нахождения,
использования и презентации географической информации;
·
формирование умений и навыков использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техно
генных катастроф;
·
формирование представлений об особенностях
экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целесообразного по ведения в окружающей среде.