География 8 класс

Рабочая  программа по географии  для  8  класса соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии, отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

          Настоящая рабочая программа составлена  на основании следующих нормативных документов: 

     - Федерального   закона   от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

     - Федерального  государственного  образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (с  изменениями  и  дополнениями); 

     - Примерных  программ по учебным предметам. География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. --  (Стандарты второго поколения).

          Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Основные задачи данного курса:

     -  формирование  географического  образа  своей  страны,  представления  о  России  как целостном  географическом  регионе  и  одновременно  как  о  субъекте  глобального

географического пространства;

     -  формирование  позитивного  географического  образа  России  как  огромной  территории  с уникальными  природными  условиями  и  ресурсами,  многообразными  традициями населяющих ее народов;

     -  развитие  умений  анализировать,  сравнивать,  использовать  в  повседневной  жизни

информацию  из  различных  источников  —  карт,  учебников,  статистических  данных,

интернет ресурсов;

     -  развитие  умений  и  навыков  вести  наблюдения  за  объектами,  процессами  и  явлениями географической  среды,  их  изменениями  в  результате  деятельности  человека,  принимать простейшие меры по защите и охране природы;

     -  создание образа своего родного края.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

          Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

          Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.    Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

2.    Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3.    Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

          Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

          Формы организации работы учащихся: индивидуальная,  коллективная  (фронтальная,  парная,  групповая).

Виды деятельности учащихся:  устные сообщения, обсуждения,  мини – сочинения,  работа с источниками,  доклады,  защита презентаций,  рефлексия.

          Программа «География  России.  Природа» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».  В примерном учебном плане 5-9 классов  общеобразовательных  организаций Брянской области на 2018-2019 учебный  год на изучение  географии в 8 классе выделено  2 часа  в неделю в  качестве  обязательной  части.   В  учебном  плане  МБОУ  Колюдовская  СОШ  на  изучение  географии  в  8  классе  отводится  также  2  часа  в  неделю,  всего  68  учебных  часов  в  год.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. География. География  России:  Природа. 8кл.: учебник / И.И. Баринова.  – 5-е изд., стереотип.  – М. : Дрофа, 2018. – 333, [3] с. : ил., карт. – (Российский  учебник).
  2. География:География России:  Природа.8кл. : рабочая тетрадь к  учебнику И.И. Бариновой  «География.  География  России. Природа. 8 класс» / И.И. Баринова.  4-е изд., пересмотр. – М. : Дрофа, 2018. - 127, [1] с. : ил., карт.
  3. География.Диагностические  работы. 8кл.: учебно-методическое  пособие к учебнику  И.И. Бариновой  «География  России.  Природа. 8 класс»  /  И.И. Баринова, М.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 158, [2] с.: ил. – (Российский  учебник).
  4. Принь  О.Н. Поурочные  разработки по  географии.  8  класс. -  М. : ВАКО, 2018. – 416 с. – (В помощь  школьному  учителю).

          В календарно–поурочный план по географии для 8 класса включен региональный компонент.

          Основная  цель регионального компонента в курсе «География России.  Природа»  8 класса:

     -создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Брянской области;

     -раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;

     -познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Брянской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.

          География Брянской области изучается в конце раздела II «Природные комплексы России»

 

 

I.  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  «ГЕОГРАФИЯ»

 

     Требования  к  результатам  освоения  курса  географии   в  8  классе  определяются  ключевыми  задачами  общего  образования,  отражающими  индивидуальные,  общественные  и  государственные  потребности,  и  включают  личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения  предмета.

 

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

 •  осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

 •  ответственное отношение к учению;

 •  готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

 •  приобретение опыта участия в социально значимом труде;

 •  развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 •  осознание ценности здорового образа жизни;

 •  понимание основ экологической культуры.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 •  ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

 •  планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

 •  работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 •  работать в соответствии с предложенным планом;

 •  сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

 •  владеть основами самоконтроля и самооценки;

 • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

 •  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

 •  оценивать работу одноклассников;

 •  в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

 •  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

 •  критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

 •  выделять главное, существенные признаки понятий;

 •  устанавливать причинно-следственные связи;

 •  определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

 •  сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

 •  классифицировать информацию по заданным признакам;

 •  решать проблемные задачи;

 • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

 •  работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

 •  создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

 

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 •  объяснять значение ключевых понятий курса;

 •  работать с основными источниками географической информации;

 •  определять географическое положение России и ее регионов;

 •  определять время в различных пунктах страны;

 •  называть и показывать основные географические объекты;

 •  называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;

 •  работать с контурной картой;

 •  составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

 •  приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

 •  давать комплексную физико-географическуюхарактеристику объектов;

 •  приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

 •  приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

 •  объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

 •  определять экологические проблемы природных регионов;

 •  называть меры по охране природы.

 

II.   СОДЕРЖАНИЕ    УЧЕБНОГО    ПРЕДМЕТА  «ГЕОГРАФИЯ»

68  часов

 

     В процессе изучения предмета «География» в 8 классе учащиеся осваивают следующие основные знания и выполняют практические работы.

 

Тема.  Что изучает физическая география России (1 час)

     Что изучает физическая география России.  Зачем следует изучать географию своей

страны? Знакомство с учебником, атласом.

 

Тема.  Наша родина на карте мира (5 часов)

     Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира.

Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения

России.

     Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей.

Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

     Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России.

Реформа системы исчисления времени в России.

     Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера

новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические

открытия XVI—начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII—

XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Практические работы:

1. «Характеристика географического положения России».

2. «Определение поясного времени для различных пунктов России».

 

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов)

 

Тема. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа)

     Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы

геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей

страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

     Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных

ископаемых.

     Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на

территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность

человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Практическая работа:

3. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений

полезных ископаемых от строения земной коры».

 

Тема.  Климат и климатические ресурсы (4 часа)Хочу такой сайт

     От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние

географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние

подстилающей поверхности.

     Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на

территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический;

умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный

климат умеренного пояса.

     Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на

жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные

климатические условия. Неблагоприятные климатические явления.

Практические работы:

4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,

радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур

января и июля, годового количества осадков на территории страны».

5. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

 

Тема.  Внутренние воды и водные ресурсы России (3 часа)

     Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека.

Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные

с реками.

     Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера

России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность

сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека.

Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России,

причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

     Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности

человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления,

связанные с водой.

 

Тема.  Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)

     Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв.

Разнообразие почв.

     Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

     Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От

чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана

почв.

Практическая работа:

6. «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их

плодородия».

 

Тема.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа)

     Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы

растительности России. Разнообразие животного мира России.

     Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль

живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни

человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир

родного края.

     Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные

ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы:

7. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении

других компонентов природного комплекса».

8. «Определение роли  особо  охраняемых  природных  территорий  в сохранении

природы России».

 

Раздел II. Природные комплексы России (37 часов)

 

Тема.  Природное районирование (6 часов)

     Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природныхтерриториальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

     Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей

на примере Белого моря. Ресурсы морей.

     Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины:

арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,

лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

     Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и

высоты гор.

Практические работы:

      9. «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории

России».

     10. «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

 

Тема.  Природа регионов России (31 час), 

в  том  числе  Брянская  область – 6 часов

     Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения.

История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы

Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы

равнины и проблемы их рационального использования.

     Крым.  Географическое  положение.  Особенности  природы  Крыма:  рельеф,  климат,  внутренние  воды,  почвы,  растительный и животный  мир.

     Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф,

геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы

высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население

Северного Кавказа.

     Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения,

история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные

уникумы. Экологические проблемы Урала.

     Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности

природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

     Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического

положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной

Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

     Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения.

История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы

Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение

их человеком.

     Брянская  область.  Особенности  географического  положения.  Тектоническое  строение,  рельеф  и  полезные  ископаемые  Брянской  области. Климат  и  агроклиматические  ресурсы.  Внутренние  воды  и водные  ресурсы.  Почвы  и  почвенные  ресурсы.  Природные  зоны  Брянской  области.  Особо  охраняемые  природные  территории  Брянской  области.  

Практические работы:

11. «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из

регионов».

12. «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионовРоссии.

Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

 

Раздел III. Человек и природа (7 часов)

 

Тема.  Человек  и  природа  (6  часов)

     Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия

для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями.

Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры

борьбы со стихийными природными явлениями.

     Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за

счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные

ландшафты.

     Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического

прогноза.

     Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за

состоянием природной среды.

     Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор

здоровья.

     География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и

географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины

экологического кризиса.

Практические работы:

13. «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов

России».

14. «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».


8 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575784 Директор/Заведующий Корякин Владимир Валентинович Дата подписания документа 03.02.2022 16:40:57 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(86558) 2-29-86

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».