Родной язык 8 класс
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы по
учебному предмету « Родной русский язык» для 8 класса составляют следующие
документы:
--Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
--Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
---приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Рабочая программа
разработана на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету
«Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература».
Цели изучения учебного предмета « Родной русский язык»
Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по русскому
языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка
актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и
патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской
позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости
расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного
языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка;
об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления,
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном
плане
Программа по русскому языку составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, и рассчитана на 17часов в год.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других
языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и
культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса
направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся
явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из
основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций
языковой кодификации.
Программой
предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных
областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и
гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного
предмета «Русский родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки
программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса
русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим
в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории,
языка и материальной и духовной культуры русского народа,
национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира,
овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование
у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского
языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения,
практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного
использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и
конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом
требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и
выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь.
Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на
совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной
и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в
жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
Планируемые
результаты изучения предмета
Личностные
понимание родного языка как одной из основных
национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем
словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
владение всеми видами речевой деятельности (понимание
информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух
текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных
источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или
прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и
письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои
мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в
процессе речевого общения.
представление об основных функциях языка, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых
понятий лингвистики.
Предметные
§
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
§
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
§
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
§
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
§ формирование
навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
§
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
§
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при
создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
§ формирование
ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда,
слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские
слова как база и основной источник развития лексики русского литературного
языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка
и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах,
современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого
этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в
западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя,
обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная
тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи:
произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о]
в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости
согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение
безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чни чт;
произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение
твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и
щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления
терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в
публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные ошибки‚
связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления
заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование:
согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе
количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел –
врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием
числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два
новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное
такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало,
сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и
приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия
речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки
информации.Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в
учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные
доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов
оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.
Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной
дискуссии. Правила корректной дискуссии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ученик научится:
- владеть
навыками работы с учебной книгой, словарямии другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - владеть навыками различных
видов чтения (изучающим,ознакомительным, просмотровым) и информационной
переработки прочитанного материала;
- владеть
различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки
текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно
понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
- участвовать
в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
- создавать
и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
-
анализировать текст с точки зрения его темы, цели,основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
-
использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать
значимые и незначимые единицы языка;
- проводить
фонетический и орфоэпический анализ слова;
-
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их
переносить;
- определять
место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы
слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
- опознавать
морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа;
-
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с
опорой на его морфемный состав;
- проводить
морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить
лексический анализ слова;
- опознавать
лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать
самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
- проводить
морфологический анализ слова;
- применять
знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического
анализа слов;
- опознавать
основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить
грамматическую основу предложения;
-
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать
предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить
синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать
основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться
на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
- опираться
на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания
в предложении;
-
использовать орфографические словари.
Ученик получит
возможность научиться:
-
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка;
- писать
конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
-
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
-
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
-
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе
и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей,в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.