Родная литература 8 класс
Нормативная
правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному
предмету «Родная русская литература» для
8 класса составляют следующие документы:
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон об образовании);
приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции
преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и
юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством
Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа
включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной
(русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место
учебного предмета в «Родная русская
литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору
содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа
устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по родному (русской) литературе на
личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
предмета «Родная литература».
Программа
определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Родная русская
литература»
Пояснительная
записка
Цель
программы:
воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей
духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
v формирование
способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
v обогащение духовного мира учащихся путем
приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям;
v приобщение к литературному наследию своего
народа;
v формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение культуры народа;
v формирование умения актуализировать в
художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и
проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного литературного
произведения;
v обогащение
активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект
изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике.
Постижение
произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как
организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков
культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и
академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной
литературы.
Планируемые
результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные
результатыизучения
предмета родная (русская) литература являются:
Ø воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества;
Ø формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Ø развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Ø осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Ø развитие чувства
прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø устойчивый
познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Ø потребность в самовыражении через слово.
Средством
достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и
задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения.
Учащийся научится:
ü
понимать
литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
ü уважительно
относиться к родной литературе;
ü оценивать
свои и чужие поступки;
ü
проявлять
внимание, желание больше узнать.
ü понимать
определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
ü анализировать и
характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои
взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская)
литература является формирование УУД.
Регулятивные
УУД:
Ø формулировать в сотрудничестве с учителем
проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых
целей;
Ø анализировать в обсуждении с учителем условия
и пути достижения цели;
Ø совместно с
учителем составлять план решения учебной проблемы;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с
целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством
учителя;
Ø в диалоге с
учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
ü планированию
пути достижения цели;
ü установлению
целевых приоритетов;
ü оценивать
уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
ü учитывать
условия выполнения учебной задачи;
ü осуществлять
итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как
выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат
технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:
Ø овладение
навыками смыслового чтения;
Ø извлекать
информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных
формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Ø владеть
различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Ø перерабатывать в сотрудничестве с учителем и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в
план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять
сплошной текст);
Ø излагать
содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Ø пользоваться
словарями, справочниками;
Ø осуществлять
анализ и синтез;
Ø устанавливать
причинно-следственные связи;
Ø строить
рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат
тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся
научится:
ü
строить
сообщение в устной форме;
ü
находить
в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ü
ориентироваться
на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
ü
анализировать
изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
ü
осуществлять
синтез как составление целого из частей;
ü
проводить
сравнение;
ü
устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
ü
проводить
аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
ü
осуществлять
запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
ü
обобщать
(выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные
УУД:
Ø умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Ø планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
Ø учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при
поддержке направляющей роли учителя);
Ø уметь
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
Ø слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
Ø уметь задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при
непосредственной методической поддержке учителя;
Ø уметь осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь
учителя);
Ø оформлять свои
мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты
различного типа, стиля, жанра;
Ø выступать перед аудиторией сверстников с
сообщениями.
Учащийся
научится:
ü
устанавливать
и вырабатывать разные точки зрения;
ü
аргументировать
свою точку зрения;
ü
задавать
вопросы.
ü
продуктивно
разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска
и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
ü
договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü
брать
на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все
виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка
в 5 – 9 классах. Приращением в данных
действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и
степень самостоятельности их применения.
Предметными
результатами
изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих
умений:
Ø осознание
значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
Ø понимание родной
литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни;
Ø развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
Ø овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;
Ø формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления.
Учащийся
научится:
ü
владеть
различными видами пересказа,
ü
пересказывать
сюжет;
ü
выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
ü
характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
ü
находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
ü
определять
родо-жанровую специфику художественного произведения;
ü
выявлять
и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
ü
выражать
личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения;
ü
ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой;
ü
пользоваться каталогами библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное
творчество
Учащийся научится:
·
видеть
черты русского национального характера в героях русских сказок;
·
пересказывать
сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;
·
учитывая
жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
·
характеризовать
отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской
литературы;
·
характеризовать
исторических персонажей прочитанных произведений;
·
формировать
вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература
XIX—XX вв.
Учащийся научится:
·
осознанно
воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
·
выбирать
путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
·
воспринимать
художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
·
характеризовать
нравственную позицию героев;
·
формулировать
художественную идею произведения;
·
формулировать
вопросы для размышления;
·
участвовать
в диспуте и отстаивать свою позицию;
·
давать
психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
·
создавать
собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
·
сопоставлять
произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства,
аргументировано оценивать их;
·
выразительно
читать произведения лирики;
·
вести
самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).