Обществознание 7 класс
Рабочая
программа по обществознанию для 7-го
класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования, с образовательной
программой основного общего образования МКОУ СОШ №1. Программа разработана на
основе программы для общеобразовательных школ по курсу «Обществознание»
предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: 5-9 классы. М.,
«Просвещение», 2017. Учитывая переходный период образовательного процесса в МКОУ
СОШ №1 (на ФГОС нового поколения), в данной рабочей программе результаты
обучения скорректированы в соответствии со стандартами нового поколения и
представлены в каждом разделе программы.
Информация об используемом УМК
Уровень
изучения |
Название
учебной программы |
Вид учебной
программы |
Используемый
учебник |
Используемые
пособия |
базовый |
Обществознание.5
– 9 классы. Авторы программы: Боголюбов Л.Н., Городецкая
Н.И., Иванова Л.Ф.- М.: Просвещение, 2017 |
Примерная |
1) Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс – М.:
«Просвещение», 2013 2) Боголюбов Л.Н.,
Иванова Л.Ф. Обществознание. Электронное приложение к учебнику 7
класс(CD) - М.: «Просвещение»,
2013. 3) Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая
тетрадь. – М., «Просвещение»,
2013. |
1) Боголюбов Л.Н., Городецкая
Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 7
класс.- М., «Просвещение», 2013 2) Буйволова И.Ю. Обществознание. 7 класс. Поурочное
планирование.- Волгоград, «Учитель», 2012 3) Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы.
Обществознание. 7 класс . М. «ВАКО», 2011.
|
Изучение обществознания в
основной школе призвано создать условия
для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка
социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и
процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной
информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник
основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях,
которые существуют в современном российском обществе для продолжения
образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а
также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс
призван помогать предпрофильному самоопределению. Содержание основного общего
образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество и
его основные сферы, положение человека в обществе, правовое
регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными
компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных
норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного
поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание»
является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с
адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и
практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную
коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной
практике.
Федеральный базисный учебный
план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часа обязательного изучения обществознания на базовом
уровне в 7-х классах (из
расчёта 1 час в неделю).
Изучение
обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности
в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека в
гражданина;
•
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач
в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». 7
КЛАСС.
Последовательность, предлагаемая в
рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо
учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также
особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
В 7 классе школьники проходят
важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают
паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических
отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений.
Соответственно предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже
социализации темы. Первая из них -
«Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл
уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере
упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества.
Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения
закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок
посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга.
Вторая тема - «Человек в
экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях
экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое
внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе
которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ
для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений
акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных
участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа
предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений
человека и природы (тема «Человек и
природа»).
Изучение содержания курса по
обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с
содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских
общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач
этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей,
успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают
использование разнообразных средств и методов
обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся
только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию,
особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации
рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным
(пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей в
с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами в с
предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у
учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому
поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных
социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует
использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо
представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо
осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с
традиционными методиками.
Программа
по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы
осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей
профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема
1. Регулирование поведения людей в
обществе (12 ч)
Социальные
нормы в правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие
манеры..Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и правопорядок в обществе. Закон и
справедливость.
Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к
исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования
общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и
внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность
за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение.
Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные
органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Тема 2.
Человек в экономических отношениях
(13 ч)
Основные
участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное
хозяйство.
Высококвалифицированный
и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная
плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство,
производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль
разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности.
Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды
бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия
успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Обмен.
Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и
её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги.
Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика
современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего
хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам.
Тема 3. Человек и природа (5 ч)
Человек – часть природы. Значение природных
ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения
окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного
отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей
среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Рабочая
программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями
учащихся: текущие, тематические и итоговые.
Текущие виды контроля – это
поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения, фронтальные устные опросы,
проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов, кроссвордов, рабочих тетрадей,
взаимопроверка, проверка групповых заданий, защита презентаций.
Тематические виды контроля - тесты, проверочные работы, обобщающие уроки, практикумы.
Формы итогового контроля: итоговое тестирование, презентации,
обобщающие уроки.
В изучении данного курса будут
использованы следующие
технологии:
1) проблемное обучение;
2) проведение дискуссий (диалогов);
3) технологии дифференцированного обучения;
4) технология групповой
деятельности;
5) технология развивающего
обучения;
6) технология саморазвития
личности;
7).технология критического
мышления
Программа базового курса «Обществознание» способствует формированию у
учащихся
метапредметных,
т.е. общеучебных умений и навыков,
универсальных
способов
деятельности и ключевых компетенций,
предметных и личностных
результатов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами
выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса,
являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения
обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение
нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из
одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда
в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами:
7) оценку своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
* знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности:
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия: преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни: умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание
особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.