Химия 8-9 класс
Рабочая программа по химии 8 – 9 классов класса
составлена на основании Федерального
закона от 29.12.2012. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ФК ГОС с учетом требований ФГОС основного общего
образования, федерального и регионального компонентов образовательного
учреждения, образовательной программы и учебного плана МКОУ СОШ №1.
Рабочая
программа построена на основе концентрической концепции школьного образования и
предназначена для изучения курса
ХИМИИ в количестве 135 часов, из
расчета 70 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая
программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна,
соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего
образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
(О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).
Изучение
химии на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
·
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
·
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей
в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
·
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
·
применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
Программой
предусмотрено проведение:
- Тематических
контрольных работ;
- практических
работ;
- лабораторных
опытов;
- демонстрационных
опытов;
- текущих
самостоятельных и тестовых работ (10-15 минут);
- использование
компьютерных технологий;
- решение
задач
Данная
рабочая программа может быть реализована при использовании сочетания современных образовательных технологий,
позволяющих реализовать принципы компетентностного подхода и обеспечивающих
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья. В основе планирования уроков
лежит проблемный метод, принципы
развивающего обучения, использование компьютерных технологий. Контроль за уровнем подготовки учащихся предусматривает
устный опрос, проведение лабораторных,
практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, зачетов. В
рабочей программе не предусмотрено проведение отдельных практикумов.
Практические работы включаются в содержание изучаемых тем курса и позволяют
последовательно формировать умения обучающихся обращаться с лабораторным
оборудованием и реактивами, что особенно актуально на первоначальном этапе
изучения предмета и будет способствовать поддержанию интереса к изучению химии. Все практические работы
являются оценочными, каждый обучающийся
получает отметку в журнал. Лабораторные опыты (продолжительность 10-30
минут) носят обучающий характер, также способствуют формированию практических
умений и оцениваются выборочно.
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
·
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
·
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция,
классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
·
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
·
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
·
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в
периодической системе Д.И. Менделеева;
·
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов
и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
·
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция)
на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей
строения их атомов;
·
связь между составом, строением и свойствами веществ; химические
свойства основных классов неорганических веществ;
·
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ
к определенному
·
классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень
окисления элемента в
·
соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания
реакций ионного обмена;
·
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы
строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
уравнения химических реакций;
·
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
·
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
·
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе;
·
количество вещества, объем или массу по количеству вещества,
объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
·
безопасного обращения с веществами и материалами;
·
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
·
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
·
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
·
приготовления растворов заданной концентрации.
В авторскую программу внесены следующие
изменения: увеличено
количество часов на отдельные темы с целью усиления практической направленности
предмета и повышение качества подготовки к ГИА.
Учебно – методическое обеспечение
1. Габриелян О.
С. Химия. 8, 9 класс. М.: Дрофа, 2010 – 2013.
2. Габриелян О.
С. Настольная книга учителя. Химия. 8, 9
класс: методическое пособие. М.: Дрофа, 2012.
3. Габриелян О.
С. и др. Химия. 8, 9 класс: контрольные
и проверочные работы. М.: Дрофа, 2013.
4. Ким, Е. П.
Химия. 8, 9 класс: рабочая тетрадь к
учебнику О. С. Габриеляна. Саратов: Лицей, 2011.
5. Химия. 8, 9
классы. Поурочные планы по учебнику
Габриеляна О. С. Автор составитель Денисова В.Г. Волгоград, «Учитель», 2013.
6. Павлова Н.С.
Контрольные и самостоятельные работы по химии. 8, 9 класс: к учебнику Габриеляна О.С. М.: Дрофа,
2011.
7. Добротин
Д.Ю., Снастина М.Г. Химия 9 класс. Контрольные работы в новом формате. М.: 2011.
8.
Дидактические
карточки-задания по химии: 8, 9 классы: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8
класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия
«Учебно-методический комплект).
9. Изучаем
химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9
класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., исправленное и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004.
Тематическое планирование по
химии 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2часа
– резервное время)
№
п/п |
Наименование темы |
Всего
часов |
Из
них |
Контрольные
работы |
1. |
Введение
|
8 |
№1. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием. |
|
2. |
Тема 1. Атомы
химических элементов |
9 |
|
№1. |
3. |
Тема 2. Простые
вещества |
4 |
|
|
4. |
Тема 3. Соединение
химических элементов |
13 |
№2.
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. |
№2. |
5. |
Тема 4. Изменения,
происходящие с веществами. |
13 |
№3.
Очистка поваренной соли от примесей. |
№3. |
6. |
Тема 5. Растворение.
Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. |
18 |
№ 4 .
Условия протекания реакции ионного обмена. №5. Свойства
кислот, оснований, оксидов, солей. |
№4. |
7. |
Итоговое повторение. |
3 |
|
|
8. |
Резерв. |
2 |
|
|
Тематическое планирование по
химии 9 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2часа
– резервное время)
№
п/п |
Наименование темы |
Всего
часов |
Из
них практические
работы |
Контрольные
работы |
1. |
Повторение основных вопросов
курса 8 класса и введение в курс 9 класса
|
6 |
|
№1. |
2. |
Тема 1. Металлы. |
20 |
№1. Соединение металлов IА и IIIА подгрупп. №2. Соединения железа. |
№2. |
3. |
Тема 2. Неметаллы. |
25 |
№3. Получение и распознавание кислорода и водорода. № 4 . соединения серы, галогенов, азота. №5. Соединения углерода и кремния. |
№3. |
4. |
Тема 3. Органические
вещества. |
10 |
|
№4. |
5. |
Итоговое
повторение, подготовка к ГИА |
7 |
|
|
6. |
Резерв. |
2 |
|
|