Информатика 10 класс
Изучение
информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
·
освоение системы базовых знаний,
отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира,
роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
·
овладение умениями применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и
процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
·
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования
методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
·
воспитание ответственного отношения к
соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
·
приобретение опыта использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной,
в том числе проектной деятельности.
Данная рабочая программа базового
курса охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его
темы, наиболее значимый в них материал. Основная задача базового уровня
старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования,
создания и применения информационных систем, преимущественно
автоматизированных. С точки
зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира,
расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное
расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими
дисциплинами. С точки
зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию
использования основных автоматизированных информационных систем в решении
конкретных задач, связанных с
анализом и представлением основных информационных процессов.
Рабочая
программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов составлена на
основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и
Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по
«Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора
элементов содержания по информатике.
В
базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 10--х
универсальных классах предусмотрено по 1 часу в 10-ом классах. Таким образом, на изучение курса
«Информатика и ИКТ» отводится 69 часов.
Данная
рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и
ИКТ в основной школе. Для подготовки к ЕГЭ в рамках соответствующих тем
«Информационные технологии», «Коммуникационные технологии» и «Повторение»
предусмотрены часы. Данные часы прописаны в столбце
«Подготовка к итоговой аттестации» таблицы.
В данной рабочей программе
предусматривается следующее распределение часов по темам.
№ |
Тема |
Количество часов
|
||
Всего |
10 класс/ПР |
11 класс/ПР |
||
1 |
Введение. Информация и информационные процессы |
4 |
4 |
|
2 |
Информационные
технологии |
16 |
16/15 |
|
3 |
Коммуникационные технологии |
12 |
12 /11 |
|
4 |
Компьютер как средство
автоматизации информационных процессов
|
11 |
|
11/11 |
5 |
8 |
|
8 |
|
6 |
Базы данных. Системы управления
базами данных (СУБД) |
8 |
|
8/6 |
7 |
Информационное общество |
3 |
|
3 |
|
Повторение,
подготовка к ЕГЭ |
6 |
2 |
4 |
|
ВСЕГО: |
69 |
35 |
34 |
Методы обучения и
формы организации познавательной деятельности учащихся.
Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение
практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на
каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель –
формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения
теоретического материала.
Задача организации проектной
деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых
средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях
(тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В
рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для
них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и
химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.
В результате они получают базовые
знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут
быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную
ориентацию.
Проекты могут быть как
индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся,
могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении
отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для
развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и
повышения интереса к предмету.
Требования к уровню подготовки выпускников
В
результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Объяснять различные подходы к определению понятия
«информация».
- Различать методы измерения количества информации:
вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
- Назначение наиболее распространенных средств
автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых
процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных,
компьютерных сетей).
- Назначение и виды информационных моделей,
описывающих реальные объекты или процессы.
- Использование алгоритма как модели автоматизации
деятельности
- Назначение и функции операционных систем.
уметь
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя
различные источники.
- Распознавать информационные процессы в различных
системах.
- Использовать готовые информационные модели,
оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Осуществлять выбор способа представления информации
в соответствии с поставленной задачей.
- Иллюстрировать учебные работы с использованием
средств информационных технологий.
- Создавать информационные объекты сложной структуры,
в том числе гипертекстовые.
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять
записи в базах данных.
- Осуществлять поиск информации в базах данных,
компьютерных сетях и пр.
- Представлять числовую информацию различными
способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
- Соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- эффективной организации
индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных
образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Учебно-методический комплект для
учителя:
1.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень:
учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2.
Угринович Н.Д.
Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович.
– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ»
в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
Учебно-методический комплект для
учащихся:
1.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень:
учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень:
учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и
т.д.
Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по
информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных
практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных
технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических
работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.