Информатика 9 класс
Настоящая
рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника), федерального
компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего
образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной
программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
(базовый уровень)
опубликованной в сборнике
программ для общеобразовательных учреждений
(«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11
классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых
Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики
основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия
как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы
управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение
школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся
значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации
школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения
эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для
повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность
изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно
раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных
технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных
практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных
технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ,
ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного
и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент
курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При
выполнении работ практикума предполагается использование актуального
содержательного материала и заданий из
других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на
несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего
подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и
коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в
проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в
течение нескольких недель.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по
темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый
набор форм учебной деятельности.
Цели
Изучение информатики и информационных
технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний,
составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
·
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
·
воспитание
ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
·
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Рабочая
программа рассчитана на 70 часов (2 часа
в неделю).
Программой предусмотрено:
Количество
практических работ – 31, количество контрольных работ – 7.
Требования к
уровню подготовки
В результате изучения информатики и информационных
технологий ученик должен
знать/понимать
·
виды
информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
·
основные свойства
алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
понятие вспомогательного алгоритма;
·
назначение и
функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
·
выполнять базовые
операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
·
оперировать
информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать,
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;
·
оценивать
числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
·
создавать
информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные
формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том
числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические
представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с
использованием основных операций графических редакторов, учебных систем
автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых
изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе
шаблонов;
·
искать информацию
с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных
сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях,
каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным
дисциплинам;
·
пользоваться
персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,
модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
создания
простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
·
проведения
компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
·
создания
информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
·
организации
индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов;
·
передачи
информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм.
Формы
организации учебного процесса:
·
индивидуальные;
·
групповые;
·
индивидуально-групповые;
·
фронтальные;
·
практикумы.
Содержание
учебного курса
№ п/п |
Тема |
Часы |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Повторение изученного в 8 классе |
1 |
1 |
2 |
2 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной
информации |
7 |
7 |
14 |
3 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
5 |
7 |
12 |
4 |
Кодирование и обработка числовой информации |
7 |
7 |
14 |
5 |
Основы алгоритмизации и программирования |
8 |
16 |
|
6 |
Моделирование и формализация |
4 |
4 |
8 |
7 |
Информатизация общества |
2 |
0 |
2 |
8 |
Повторение |
1 |
1 |
2 |
|
Итого: |
35 |
35 |
70 |
Повторение (2 часа)
Формы
представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционных
системах счисления. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы
измерения информации.
Кодирование и обработка графической и
мультимедийной информации (14 часов)
Представление
графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Кодирование
графической информации.
Компьютерная
графика: растровый и векторный способы представления графической информации.
Рисунок как информационный объект.
Графический
редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы
графических файлов. Сканирование рисунков и фотографий.
Представление
звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации,
глубина кодирования. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные
средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.
Компьютерные
презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов. Редактор
презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны
оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.
Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены
слайдов.
Кодирование и обработка текстовой информации
(12 часов)
Представление
текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Текст как информационный объект.
Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура
текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
Текстовый
редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и
инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых
документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена
символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка
правописания.
Параметры
страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.
Форматирование
текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу.
Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.
Нумерованные и
маркированные списки. Форматирование списков.
Таблицы:
создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование
таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек.
Форматирование ячеек.
Графические
возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст.
Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати.
Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
Кодирование и обработка числовой информации
(14 часов)
Представление
числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление
числовой информации в компьютере.
Таблица как
информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с
помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки,
столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.
Ввод и
редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение
ячеек и отмена объединения.
Ввод формул,
использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.
Копирование
формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.
Мастер
диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
Основы алгоритмизации и программирования (16
часов)
Понятие
алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический
язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление,
повторение.
Формальные
исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный
исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмы
работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических
операции над данными.
Алгоритмы
работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и
правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения,
их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.
Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы.
Передача данных через параметры.
Языки
программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером.
Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования.
Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы
компиляции и интерпретации.
Описание
данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки
символов).
Выражения,
правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.
Операторы
ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы
цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических
выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи
цикла. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и
функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.
Области
видимости переменных. Глобальные и локальные данные.
Основные
алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих
алгоритмов в виде компьютерных программ.
Основные
алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов,
добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде
компьютерных программ.
Этапы разработки программы: анализ -
алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Моделирование и формализация (8 часов)
Моделирование
как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации
моделей.
Информационное моделирование
как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом).
Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор
существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация -
проверка адекватности модели.
Примеры
построения математических, табличных и сетевых моделей.
Компьютерное
моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и
алгоритма ее использования.
Электронные таблицы как средство компьютерного
моделирования.
Информатизация
общества (4 часа)
Информационные
ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании
информации.
Информационная
безопасность.
Правовая охрана
информационных ресурсов
Повторение
– 2 часов
ВСЕГО – 70 часов