Математика 6 класс
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования, ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. (М.: Мнемозина).
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
УМК.
Реализуется данная рабочая программа по учебнику «Математика 6.» Виленкин Н.Я., В.И.Жохов, А.С.Чесноков,
С.И.Шварцбурд., Москва "Мнемозина" 2013г., по тетради на печатной
основе под редакцией Т.М.Ериной, Москва
изд-во"Экзамен" 2015г, а так же «Дидактических материалов по
математике для 6 класса» А.С.Чесноков, К.И.Нешков Москва, ООО «Издательство
«Академкнига/Учебник» и учебно-методическое пособие
«Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс. Составитель Попова
Л.П. ООО «ВАКО» 2014г..Данная
программа обеспечивает изучение курса математики учащимися 6 класса.
Обоснование выбора УМК
Данный УМК соответствует современному уровню математической науки и
содержанию Федерального образовательного стандарта по математике. В
дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебника для 5 класса по математике Виленкина Н.Я., В.И.Жохова,
А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда., Москва "Мнемозина" 2012г. и является
составной частью завершенной линии учебников по математике для основной школы.
Содержание
образование по математике в 6 классах определяет следующие задачи:
- сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в
практике преподавания в начальной школе;
- предусмотреть возможность компенсации пробелов
в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии,
развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе
обучения;
- обеспечить базу математических
знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для
продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес
учащихся к предмету;
- выявить и развить
математические и творческие способности;
- развивать навыки вычислений с
натуральными числами;
- учить выполнять сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с
десятичными дробями;
- дать начальные представления об
использование букв для записи выражений и свойств;
- учить составлять по условию
текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить знакомство с
геометрическими понятиями;
- развивать навыки построения
геометрических фигур и измерения геометрических величин.
При организации учебного процесса будет
обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания
опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с
последующей их реализацией.
Цели изучения математики
Изучение
математики в основной школе направлено
на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
·
развитие логического и критического мышления,
культуры речи, способности к умственному эксперименту;
·
формирование у учащихся интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих
из обыденного опыта;
·
воспитание качеств личности, обеспечивающих
социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
·
формирование качеств мышления, необходимых для
адаптации в современном информационном обществе;
· развитие
интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
· формирование представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в
развитии цивилизации и современного общества;
· развитие представлений о
математике как форме описания и методе познания действительности, создание
условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
· формирование общих способов
интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой
познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
· овладение математическими
знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или
иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни;
· создание фундамента для математического
развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической
деятельности.
Основной целью изучения курса математики в 6 классе является
освоение
компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
информационно-технологической, ценностно-смысловой), систематическое развитие
понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические
действия над числами, переводить практические задачи на язык математики,
подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе
изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами,
овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями,
положительными и отрицательными числами; овладение обобщенными способами
мыслительной, творческой деятельности при использовании букв для записи
выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений; продолжая
знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических
фигур и измерения геометрических величин. Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей вводятся в 4-ой четверти. Примеры решения
простейших комбинаторных задач.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
В основе обучения
математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной,
коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими
видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами
предмета математика.
Предметная
компетенция. Здесь под
предметной компетенцией понимается осведомленность школьников о системе
основных математических представлений и овладение ими основными предметными
умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о
математическом языке как средстве выражения математических законов,
закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных
методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения:
создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать
полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах
решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения
многих жизненных задач.
Коммуникативная
компетенция. Здесь под
коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко
излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог,
воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому
анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать
информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в
другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная
компетенция. Здесь под
организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно
находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие
образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу
(цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс
ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и
неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко
доступной для восприятия других людей.
Общекультурная
компетенция. Здесь под
общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике
как элементе общечеловеческой культуры, ее месте в системе других наук, а также
ее роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира.
Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне
развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической
значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры
человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании
таких значимых черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и
настойчивость в достижении цели и др.
Общая характеристика учебного предмета
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения
учиться.
Настоящая программа по математике для 6 класса является логическим продолжением программы по математике для 5 класса. Курс математики 6-го класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается изучение вопросов, связанных с натуральными числами и завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Формируются понятия «общий делитель» и «общее кратное», необходимые для полного усвоения основного свойства дроби. Даются первые знания о положительных и отрицательных числах, вводятся арифметические действия над положительными и отрицательными числами, что позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным. Особое внимание уделяется усвоению понятия модуля числа. Продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Исторически сложилось две стороны назначения математического
образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария,
необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с
мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования
мира математическим методом. Без
базовой математической подготовки невозможна постановка образования
современного человека.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных
дисциплин.
Практическая
значимость школьного курса математики 6 класса обусловлена тем, что объектом
изучения служат количественные отношения
действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания
принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и
технических понятий и идей. Математика – язык науки и техники. С ее помощью
моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Математика
является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение
других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного
цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при
обучении математики в 6 классе способствует усвоению предметов гуманитарного
цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для
трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у
учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических
абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения
математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в
системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в
практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также
формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе.
Требуя от
учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности
воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость,
целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано
отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать
самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на
всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение
математики в 6 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда:
планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую
оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать
свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки четкого,
аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей
задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления
учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике
правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и
доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую
интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построении и учат их
применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание
красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный
вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 175 уроков. Из школьного компонента образовательного учреждения выделяется 1 час в неделю на изучение математики в 6 классе, таким образом, количество часов в неделю увеличено до 6, значит всего 210 уроков. В том числе 16 контрольных работ, включая диагностическую и итоговую контрольные работы. Уровень обучения – базовый. Согласно Базисного учебного (образовательного) плана в 6 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), который включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии. Последовательность тем изучается в соответствии с авторской программой.
Количество часов по разделам:
Раздел |
Количество часов в рабочей
программе |
Контрольные работы |
Вводное
повторение |
6 |
Входная контрольная работа |
Делимость чисел |
24 |
№1 |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями |
26 |
№2, №3 |
Умножение и деление обыкновенных дробей |
37 |
№4, №5, №6 |
22 |
№7, №8 |
|
Положительные и отрицательные числа |
16 |
№9 |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных
чисел |
13 |
№10 |
Умножение и деление положительных и отрицательных
чисел |
15 |
№11 |
Решение уравнений |
17 |
№12, №13 |
Координаты
на плоскости |
16 |
№14 |
Итоговое повторение курса математики 6
класса. |
18 |
№15 |
Итого |
210 |
№ 16 |
Делимость чисел.
Делители и
кратные. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Признаки
делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального
числа на простые множители. Взаимно простые числа.
• Основная цель — завершить изучение
натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными
дробями.
• Завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание уделяется знакомству с понятиями делитель и кратное, которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при приведении их к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором. Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило. Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6 6 = 4 9 = 2 18 и т.п. Не обязательно добиваться от всех учащихся умения разложить число на простые множители.
Сложение и вычитание дробей с
разными знаменателями.
Основное
свойства дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание
смешанных чисел.
• Основная цель — выработать прочные
навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
• Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Умножение
дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства
умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби.
Дробные выражения.
• Основная цель — выработать прочные
навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения
основных задач на дроби.
• Завершается работа над
формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями.
Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали
затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с
обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования
умений выполнять действия с алгебраическими дробями. Расширение аппарата
действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти
дробь от числа или число по данному значению его дроби.
Отношения и пропорции.
Отношения.
Пропорция, основные свойства пропорции. Прямая и обратная пропорциональная
зависимость. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
• Основная цель — сформировать понятия
пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
•
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно
находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности,
достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на
проценты. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать
как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом
практическую значимость этих понятий, возможность их применения для
упрощения решения соответствующих задач. Даются представления о длине
окружности и круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не
относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Координаты
на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение
величин.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Сложение чисел с
помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с
разными знаками. Вычитание.
• Основная цель — расширить представления
учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
• Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел. Специальное внимание уделяется усвоению вводимого понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение. Деление.
Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
• Основная цель — выработать прочные
навыки арифметических действий с положительными и отрицательными
числами.
• Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений. Учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби обыкновенных дробей.
Решение уравнений.
Раскрытие
скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
• Основная цель — подготовить учащихся к
выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
• Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений. Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
Координаты на плоскости.
Перпендикулярные
прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики. Столбчатые
диаграммы.
• Основная цель — познакомить учащихся с
прямоугольной системой координат на плоскости.
• Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Главное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений. Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение полученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Работа с информацией (в течение
учебного года).
Получение информации о предметах по
рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы.
Упорядочивание полученной информации.
Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что
... , верно/неверно, что ...».
Проверка правильности готового алгоритма.
Понимание и интерпретация таблицы, схемы,
круговой диаграммы.
Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных
в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа
данной информации.