15.03.2021
ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
Как дать ребенку почувствовать себя значимым?
- Общение на равных. Ваши и его глаза должны быть на одном уровне.
- Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.
- Спрашивать у детей совета.
- Интересоваться планами ребёнка и их учитывать.
- Спрашивать у ребенка его вещи и стучаться к нему в комнату.
- Просить о помощи в чём-либо. После этого не критиковать.
- Давать посильные поручения с заведомым успехом.
- Одобрение вообще (в целом).
- Поддержка в трудной ситуации. (Привести пример из собственной жизни, найти три положительных момента – оптимистический взгляд на жизнь.)
- Не сюсюкать с ребенком. Разговаривайте как со взрослым.
- Встречать как лучшего друга и провожать.
- Позволять ребенку защищать себя от младших и от девочек.
- Если вы не правы, просите прощения.
- Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
- Позволяйте делать детям ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт – это тоже опыт. Найти плюсы и выход.)
- 100%-ное внимание 15 минут каждый день.
- Концентрируйте внимание не на ошибке, а не том, как выйти из сложной ситуации.
- Телесный контакт 2-3 раза в день минимум.
Что нам мешает слышать ребенка?
- Приказы, команды, отрицание чувств ребенка. (Ребенок плачет, расшиб коленку, мы: «Прекрати плакать!» - обида у ребенка, что вы его не понимаете, гарантирована.)
- Предупреждения, предостережения, угрозы. (Если ты ещё раз упадёшь в эту лужу…)
- Мораль, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен… Учиться – это твой долг… - Они вызывают скуку, а потом агрессию и чувство вины.)
- Советы и готовые решения. (Я бы на твоём месте… Не послушалась, вот и получила… - Советы не работают, потому что они всегда сверху, они раздражают.)
- Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать, что мальчики в твоём возрасте… - Вызывают борьбу и месть.)
- Критика, выговоры, обвинения. (Всё из-за тебя… Вечно ты… - Результат: избегание неудач, низкая самооценка.)
- Оценочная похвала. (Не правильно: Молодец! ... Правильно: Я считаю тебя… Мне нравиться, что ты…)
- Обзывания и высмеивания (даже шутливые).
- Догадки и интерпретация. (Небось опять… Я тебя вижу насквозь…)
- Выспрашивание и расследование. (Где был? Что делал? – Это контроль.)
- Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного…)
- Отшучивание, уход от разговора (анекдот и т.п. – в этом есть пренебрежение).
Подготовила:
педагог-психолог
МБОУ СОШ №1
Кондакова В.Л.